День словаря
20 ноября 2015 года в библиотеке ГБПОУ КК КПТ совместно с группой 14-Т-07 по специальности «Технология продукции общественного питания» был проведён Всероссийский словарный урок приуроченный к празднованию дню рождения великого русского лексикографа В.И. Даля.
Основными целями данного урока были:
- формирование у обучающихся представление о В.И. Дале как о выдающемся деятеле русской культуры, человеке разнообразных талантов;
- уметь различать словари разных видов, значению, объему и типу подачи информации;
- осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
Задачами данного урока являлись:
- Образовательная: ознакомить присутствующих с биографией В.И. Даля;
- Развивающая: развить навыки логического мышления, познавательный интерес, творческую активность обучающихся;
- Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, умения работать в группе и индивидуально;
Актуальность мероприятия: закрепить знания о слове как единице речи, познакомятся с биографией В.И.Даля и его словарем, научатся пользоваться толковым словарем, сформируют умение получать информацию из словарной статьи и соответствующего примечания в словаре о лексическом и грамматическом значении слова, особенностях его применения.
В ходе данного словарного урока присутствующие получили информацию на следующие вопросы:
- Основные и наиболее интересные факты биографии В.И. Даля;
- Какую роль сыграл В.И. Даль в истории русской лексикографии?;
- Основные различия между школьными (учебными), базовыми лингвистическими, фундаментально научными, двуязычными, энциклопедическими словарями;
Библиотекарь вместе с обучающимися сформировали выводы для чего используются словари в образовательном процессе:
- для уточнения значения слов - словари: толковые, энциклопедические, иностранных и устаревших слов, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, лингвострановедческие;
- для саморедактирования и взаимного редактирования сочинений - словари: толковые, сочетаемости, синонимов, антонимов, паронимов;
- для составления заданий на семантически и грамматически правильное построение высказывания - словари: толковые, сочетаемости, грамматические;
- для предотвращения речевых и грамматических ошибок - словари: толковые, сочетаемости, грамматических трудностей, синонимов, паронимов;
- для формирования культуры устной речи - словари: орфоэпических трудностей, ударения;
- для повышения орфографической грамотности - словари: орфографические;
- для развития речевой выразительности, языкового чутья и "чувства слова" - словари: синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, обратные (для формирования навыка рифмовки строк), орфоэпические, риторической терминологии;
- для совместного повышения коммуникативной и культурной компетенции - словари: толковые, лингвострановедческие, персоналий, топонимов;
Присутствующие имели возможность практически закрепить полученный материал индивидуально и в парах в коммуникативных заданиях, таких как задание связанное со словарями антонимов и синонимов; задание с орфографическими и орфоэпическими словарями.
По окончанию мероприятия присутствующие обучающиеся получили памятки об имеющихся словарях, справочниках и энциклопедиях имеющихся в фонде библиотеки ГБПОУ КК КПТ |